О ДРЕВНЕМ ХЛЫНОВЕ

Узкая траншея, прямая, как стрела, рассекла асфальт и глубоко врезалась в землю. Кто из нас не видел такой картины на улицах нашего областного центра? Коммунальная служба города вынуждена порой разрушать построенное ранее, чтобы удовлетворить нынешние нужды жителей. Наверное, строители чаще всего не догадываются, что ожидает их впереди. И вот однажды… Ковш экскаватора начал вынимать на свет грунт почти черного цвета, а вместе с ним обломки бревен, кирпичи, обрывки бересты, кожи, черепки разбитых горшков.

Оказавшиеся поблизости археологи не могли спокойно пройти мимо. Склонившись над траншеей, они увидели мощные напластования  культурного слоя. (Культурным слоем археологи называют пласт земли, содержащий какие-либо остатки человеческой деятельности – обломанные или утерянные вещи, строительный мусор, кухонные отбросы, следы построек). Сам слой был уже уничтожен, остались лишь стенки траншеи, на которых как бы отпечатались вертикальные разрезы котлованов от подпольев, кладовок и ям, слои пожаров и перестроек. И, наконец, сверху шел настил бревенчатой мостовой.

Речь идет о траншее, вырытой по ул. Коммуны г. Кирова от ул. Большевиков почти до берега Вятки с целью провести воду жителям домов, стоящих на набережной.

Летом этого года по ул. Большевиков уже прокладывалась траншея для теплотрассы. Тщательная зачистка ее стенок выявила интересную картину. Дето в том, что было «разрезано» наиболее оживленное некогда место посада Хлынова – городская торговая площадь. Удалось зарисовать лишь небольшой отрезок стен траншеи длиной 28 м. Под современной мостовой прослежена булыжная и грунтовая, а еще ниже – бревенчатая. Под бревенчатым настилом располагались котлованы построек и хозяйственные ямы. Один котлован с опущенным в него срубом являлся, очевидно, гончарной мастерской. В другом обнаружена обгоревшая сверху бочка, а на дне ее найдены остатки еще одного маленького бочонка. Вероятно, здесь была кладовка. Обнаруженные в нижнем слое находки (железные гвозди, скобы, сапожная подкова и обрывки кожаной обуви, обломки двух костяных гребней, черепки керамики, глиняное грузило) позволяют отнести его к XVIXVII вв. Кроме того, траншея разрезала угол кирпичного здания, построенного, очевидно, уже в XVIII веке. В нижней части его фундамента располагался арочный свод узкого подземного лаза или канализационной трубы, исследовать который не удалось.

Траншея по ул. Коммуны подтвердила описанную выше картину. Но она позволила также выяснить и нечто новое. Впервые удалось точно установить местоположение оборонительных укреплений кремля. Близ перекрестка с Динамовским проездом обнаружена мощная насыпь вала шириной 13 м. Ядро его сложено из светло- и розовато-серых глин с камнем. Внутренняя часть вала укреплена бревенчатой стеной, сохранившейся на высоту около двух метров. Вероятно, это последняя стена так называемого «тараса», срубленного из бревен и заполненного глиной розового цвета. В северно стенке траншеи обнаружено иное заполнение сруба – обожженная глина. Между этой глиной и розовой выявлена полоска угля, оставшаяся, возможно, от боковой стенки «тараса». Сооружение подобных срубов внутри вала связано с деятельностью вятских воевод второй половины XVII в. Козловского и Дорошенко.

Наблюдения показали, что вал кремля неоднократно перестраивался и ранее. Когда именно, пока не ясно. Любопытно, что под насыпью вала лежал более ранний слой, в котором найдены настил из досок, обрубки бревен, плах, строительный мусор. Не исключено, что это остатки жилищ древних вятичей, поставленных вплотную друг к другу – задними стенками в сторону рва – и образующих своеобразную стенку. Так по крайней мере описаны в одной из местных летописей древние укрепления кремля. Определить дату этих построек пока невозможно, так как нет в этом слое датирующих находок.

Далее в глубине кремля видны остатки бревенчатых мостовых и разнообразных построек. Наиболее ранние слои пока не обнаружены. Их выявлению мешают мощные грунтовые воды. Но именно им мы обязаны тем, что сохранились до наших дней деревянные, берестяные и кожаные изделия, в частности остатки кожаной обуви XIVXV вв. Обилие влаги в сочетании с отсутствием кислорода препятствует гниению органических материалов. Поэтому рытье подобных траншей таит в себе опасность обезвоживания слоя, что повлечет гибель органических остатков.

Земляные работы на территории кремля необходимо проводить с большой осторожностью, по возможности не нарушая древних остатков. Обо всех предстоящих земляных работах в центре города должны быть извещены соответствующие отделы горисполкома и общество  охраны памятников истории и культуры. Разрешение на проведение таких работ необходимо давать в крайнем случае, иначе мы можем лишиться ценных источников по истории города.

Л. Макаров, археолог, аспирант Ленинградского отделения института археологии.

Ответить

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *