ЭКСКАВАТОРОМ ПО КУЛЬТУРЕ

История родного города интересует многих. Тем более когда есть в ней нерешенная проблема, одна из которых – точное время возникновения Хлынова — Вятки — Кирова. Гипотезы, высказанные различными источниками по этому вопросу, том числе и А.В. Эммаусским, остаются лишь гипотезами, поскольку отсутствие конкретных письменных источников не позволяет убедительно доказать ни одну из них. В этих условиях только археологические исследования могут дать необходимые факты.

Раскопки города Кирова проводились 1956—1959 годах кандидатом исторических наук Л.П. Гуссаковским, однако малая их площадь, слабая методика заставляли брать под сомнение сделанным ученым выводы. Необходимы новые исследования на достаточно широких площадях с учетом современных достижений археологии.

Киров наравне с Новгородом относится к категории немногих городов с так называемым влажным культурным слоем. Уникальность этого слоя состоит в том, что в переувлажненной почве полностью сохраняется то, от чего при других условиях не остается и следа: дерево, кожа, береста, войлок, ткань — практически всё, что попало на землю. Это позволяет буквально заглянуть в прошлое, пройтись по мостовым древних улиц, побывать в домах горожан, подержать в руках вещами, которыми они пользовались. История становится объёмной, зримой, ощутимой.

Больно и горько видеть, с каким варварством относимся мы к нашему прошлому. Ежегодно в исторической части города ведутся различные земляные работы, роются траншеи и котлованы, и зачастую ковш экскаватора бесследно уносит страницы истории. Ведь культурный слой — это книга, которая может быть прочитана только один раз. Всякое вторжение в него — это уничтожение. Ценные напластования начинаются уже на глубине полутора метров, любая траншея прорезает их. Кроме того, нарушается режим влажности, и всё, что в течение веков сохранила земля, постепенно погибает.

Кировским горисполкомом принято правильное и нужное постановление об охранных зонах, по которому все работы в исторической части города должны проводиться с ведома общества охраны памятников истории и культуры и Кировского объединенного музея под наблюдением специалиста-археолога.

Существует, наконец, и 230 статья УК РСФСР об ответственности за разрушение или порчу памятников археологии. Документ принят, статья существует, но варварство продолжается. В этом году на территории кремля, в древнейший части города, без ведома ВООПИК и Кировского музея управление механизации ремонтно-строительных работ вырыты траншеи между домами №№ 14/3,15,17,19,21 по набережной Грина и №1 по ул. Коммуны, отрыт котлован под газовое оборудование возле дома №14/3 по набережной Грина. Уничтожена значительная часть культурного слоя, а городское управление архитектуры совершенно спокойно санкционировало это разрушение. Кануло в Лету ещё одна страница нашей истории, а ведь их осталось не так уж много. Что же принесёт следующий год?

Нельзя не затронуть и еще один аспект проблемы. Археологическое наблюдение за земляными работами в исторической части города возложены на Кировский объединенный музей. Но его штатное расписание предусматривает только одного археолога. Один человек на огромную территорию области! Он должен выполнять такой объём работы, с которыми справится просто физически невозможно. Совершенно очевидно, что в музее (а он первой категории) назрела необходимость иметь сектор археологии, в котором работали бы по крайней мере два-три человека.

Необходимо пока не поздно, остановить ежегодно уничтожение истории, свести к минимуму земляные работы в исторической части города. Любое вторжение в культурный слой — чрезвычайное происшествие, а когда оно ведется без археологического надзора – это просто преступление. Горисполкому необходимо строго контролировать выполнение принимаемых им постановлений. Мы должны сохранять и изучать свою историю, а не уничтожать её. Ведь история для общества, по словам Маркса, то же, что память для отдельного человека. А без памяти жить невозможно.

С. ЗАХАРОВ,
студент кафедры археологии МГУ.

Ответить

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *