Место: Сквер на пересечении улиц Московской и Казанской
В дореволюционный период на территории Вятки был всего лишь один памятник — императору Александру III. Его установили в 1896 г. в сквере у Александро-Невского собора, с северной стороны. Однако 5 июля 1917 г. толпой разъяренных сторонников революции монумент был уничтожен. Причем совершило это не местное вятское население, а солдаты маршевой роты, которая проходила через Вятку. В советское время в Вятке (и чуть позже в Кирове) было установлено большое количество памятников, многие являлись типовыми, сменяли друг друга и не «дожили» до наших времен. Но самым старым из ныне существующих на территории города Кирова является монумент в честь революционера и террориста, уроженца деревни Верхние Журавли Орловского уезда Вятской губернии Степана Халтурина (1856 – 1882 гг.).
Юность Халтурин провел в Вятке, где в 1874 – 1875 гг. учился в земском училище, откуда чуть позже, в августе 1875 г., был исключен за плохую успеваемость. В начале 1875 г. с группой единомышленников собирался выехать в Америку и основать там коммуну. По пути в Москву попутчики обманом завладели его паспортом и уехали за границу через Петербург. Халтурин пытался нагнать их в Петербурге, но не успел. Он вынужден был браться за разные работы, чтобы прокормиться и обеспечить себе ночлег. Работая в Петербурге с осени 1875 г., он установил связи с революционными народниками (Г. В. Плехановым и другими), работая при этом столяром в железнодорожных мастерских. Очень скоро рабочий-провинциал не просто освоился среди революционных кружковцев, но выдвинулся на первые роли как талантливый пропагандист. Он принимал участие в создании первой политической организации рабочих в России — «Северного рабочего союза». Трудясь на Адмиралтейских верфях, уже под именем Степана Батышкова был взят для работ на борту императорской яхты «Ливадия», а в сентябре 1879 г. его наняли для столярных работ во дворце, поселив в полуподвале.
В истории России Халтурин широко известен как организатор и исполнитель взрыва 5 февраля 1880 г. в Зимнем дворце с целью покушения на Александра II. Однако теракт не принес желаемых революционером результатов — император не пострадал. После взрыва Халтурин направляется народовольцами в Москву, 1 марта 1881 г. (в день убийства Александра II) он был избран членом исполкома «Народной воли». 18 марта 1882 г. в Одессе вместе с другим вятским уроженцем Н. А. Желваковым Халтурин участвовал в убийстве прокурора В. С. Стрельникова. Желваков и Халтурин были арестованы и назвали следствию ложные имена. По распоряжению Александра III преданы военно-полевому суду и повешены 22 марта 1882 г. неопознанными.
История вятского памятника Халтурину завязалась в апреле 1923 г., когда СНК РСФСР издал декрет «О памятниках Республики», который положил начало осуществлению так называемого «Ленинского плана монументальной пропаганды». Для новой, Советской, России нужны были новые герои и кумиры. Одним из них стал Степан Халтурин. Вятский губисполком в июне 1923 г. принял постановление о создании специальной комиссии по постройке памятника Халтурину. Всего комиссия собиралась пять раз, но заседания проходили вяло, некоторые так и не состоялись по причине неявки членов. Из-за постоянных прогулов всю работу осуществлял председатель комиссии, уполномоченный губисполкома Плюснин.
Деятельность по строительству памятника координировалась под руководством прославленного вятского архитектора И. А. Чарушина. Любопытно, что в юности, проживая в Орлове, Иван Аполлонович не раз пересекался с Халтуриным, учился вместе с ним в уездном училище (только в разных классах) и знал Степана Николаевича лично. Чарушин разработал проект пьедестала и руководил работами по его сооружению. Изготовление и отделку постамента выполнили мастера братья Владимировы. Модель памятника создал вятский скульптор Н. И. Шильников, затем по этой модели в Москве скульптура была отлита из бетона (с использованием железного каркаса) и по частям перевезена в Вятку.
В создание памятника были вложены большие материальные ресурсы. Всего на воплощение замысла собрали 605 735 рублей 14 копеек совзнаками и золотом на сумму 14 066 рублей 35 копеек. Деньги вносили как предприятия, так и частные лица. Больше всего пожертвовали Губфинотдел (53 000 рублей), советская товарная биржа (15 000 рублей) и Химдревтрест (15 625 рублей).
Высота памятника составила 8,2 м, скульптуры — 2,7 м, постамента — 5,5 м. На постаменте была установлена памятная доска с надписью «Степан Халтурин. 1856 – 1882». На открытии памятника 7 ноября 1923 г., кроме официальных лиц, выступил и специально приглашенный брат Степана Халтурина — Павел Николаевич. Любопытно, что мать Халтурина до конца своих дней отказывалась верить, что ее сын совершил страшные теракты, унесшие жизни людей, ей хотелось думать, что Степан на самом деле в Америке, занимается садоводством и ведет мирный род деятельности.
Обширная площадь перед памятником не имеет до сих пор точного наименования и значится в разных источниках как «Площадь большевиков», «Площадь борцов революции», «Халтуринский сквер» и т. д. В первые годы советской власти на этой площади проходили многолюдные митинги и демонстрации, она была центром политической и общественной жизни. Массовые мероприятия проводятся здесь и в настоящее время.
В новейшее время памятник Халтурину не раз становился в эпицентре скандалов. Еще в 2010 г. студент Никита Лаут на станицах журнала «ТДТ» выступал за снос памятника с точки зрения антитеррористической пропаганды. В ноябре 2016 г. активисты организации «Гражданский патруль» потребовали убрать памятник и обвинили администрацию города Кирова «в двойных стандартах по отношению к терроризму». Общественники выразили недовольство тому, что «террориста XIX века увековечили в Кирове в 1923 году, и до настоящего момента из бюджета города выделяют средства на содержание памятника». Против инициативы «Гражданского патруля» выступила организация «Суть времени», лидер которой заявил, что необходимо не сность памятники, а «бережно хранить всю полноту памяти о своём прошлом и не допускать её однобокой или искажённой трактовки».
В 2018 г. еще одна инициативная группа кировчан предлагала перенести памятник Халтурину на территорию СИЗО-1. Активисты заявляли, что их оскорбляет нахождения памятника рядом с православными святынями Вятки — Спасским собором и Трифоновым монастырем. В 2016 г. по опросу газеты «Источник новостей» подавляющее большинство кировчан (84%) выступали против сноса памятника, и лишь 16% — за.

Митинг на церемонии открытии памятника Халтурину. 1923 г. Фото ЦГАКО

Памятник Халтурину. 2014 г. Фото С. Суворов

Перед открытием памятника. 1923 г. Фото ЦГАКО

Строительство памятника Халтурину. 1923 г. Фото ЦГАКО

Торжественная речь по случаю откртытия памятника Халтурину. На фото сзади виден ТРоицкий кафедральный собор. 1923 г. Фото ЦГАКО