Особняк Я. А. Прозорова, 1872 г.

Место: ул. Ленина / Красноармейская, 104/14

Интенсивная застройка южной стороны Хлебной площади по плану 1812 года начиналась в двадцатых годах XIX века, и на углу площади с Вознесенской улицей Семён Прозоров построил тогда небольшой деревянный дом. Почти через полвека место и постаревший дом купил у него купец первой гильдии, коммерции советник и меценат Я. А. Прозоров. Ещё годный деревянный дом он подарил на вывоз причту Ахтырской кладбищенской церкви, а на освободившемся месте по проекту известного уже в Вятке архитектора А. С. Андреева начал строить собственный особняк. Двухэтажный каменный дом с глубоким подвальным и антресольным этажами, с парадным подъездом и балконом был построен меньше чем за два года и к ноябрю 1872 года «приведён в жилое состояние».
В центре площади уже несколько лет возвышался великолепный витберговский собор во имя Святого Александра Невского. Положение дома Прозорова в визуальной связи с собором и навеяло архитектору характер декоративно-художественного оформления фасада. Белым стенам собора он противопоставил насыщенный красно-кирпичный цвет стен особняка, спокойному белокаменному декору собора — почти скульптурную резьбу на фасаде «красного замка», как называли особняк Прозорова в народе. Привычный на Вятке ещё с XVIII века и потому мало обращавший на себя внимания белый камень (опока) здесь выступил в своём новом качестве.
Композиция фасада центрична, но ни четырёхпилястровый портик в центре, ни пышный парадный подъезд под ним (утрачен) не приковывают внимания, и не только потому, что портик увенчан не традиционным фронтоном или более поздним аттиком, а только крохотным мезонином с единственным окном, выходящим на такой же игрушечный балкончик. Внимание отвлекается от центра рассредоточенной по всему фасаду пышной белокаменной резьбой, но и каждая деталь её тоже не обращает на себя внимания и не значит ровно ничего. Сблизились, перемешались понятия богатства украшений и «красивости» архитектуры. Пришла эклектика на вятскую землю. Ещё почти три десятилетия отделяли от пика рационального и демократического «кирпичного» стиля, но в этом богатом особняке уже проявились его зачатки. Цвет становится средством художественной выразительности.
Нельзя не восхищаться резьбой вятских мастеров по камню. Ведущим среди них был житель города, в 1855 году выполнивший «столярную и резьбеную работу» по главному иконостасу Александро-Невского собора, Иван Петрович Шубин.
В июле 1880 года Я. А. Прозоров завещал свой особняк женскому епархиальному училищу. По его желанию в двух смежных кабинетах на втором этаже по рисункам и чертежам архитектора В. М. Дружинина была устроена домовая церковь. Разместились в особняке классы и спальни младших воспитанниц.
В 1918 году особняк муниципализирован, флигели отданы жильцам, а в главном доме должна была разместиться школа, но этого не произошло: в 1919 дом Прозорова отдали 10-й пехотной школе, позднее — фабрике музыкальных инструментов. Сейчас здание принадлежит Русскому университету инноваций.
Особняк Якова Алексеевича Прозорова — явление в архитектуре Вятки, достойное серьёзного изучения архитекторов и искусствоведов.


«Красный замок» Якова Прозорова. 2017 г.

Епархиальное женское училище (бывший особняк Прозорова). 1910 — 1911 г. Фото открытка издательства Сунцова


Поделитесь с друзьями

Ответить

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *