3 января 1899 г.

           
       

На рубеже XIX – XX вв. на Вятке, как и по всей России, начали входить в моду конные состязания. Подобные мероприятия имели место в губернском городе и ранее, однако только к этому времени интерес к конному спорту сплотил определенное число вятских горожан. Эти люди взяли на себя задачу значительно большего масштаба, нежели проведение единовременных конских скачек.Вятское общество любителей конского бега было создано в начале мая 1898 г. по образцу подобного же общества, созданного несколькими годами ранее в г. Сарапуле. 7 мая 1898 г. члены вновь образованного Общества запросили Вятскую городскую управу о возможности передать им место «для бега лошадей между Богословским кладбищем и казенною конюшнею» либо совершенно бесплатно, либо за символическую плату – 10 рублей в год. У городских властей испрашивалось также позволение обнести указанную площадь изгородью или неглубокой канавой. При этом члены Общества обязывались «в случае надобности городу этого места, по первому требованию убрать изгородь» . Под заявлением стоит 12 подписей, поэтому можно сделать вывод, что первоначально Вятское общество любителей конского бега состояло из 12 человек. Первым его председателем стал мещанин Осип Николаевич Волженин.
Для рассмотрения этого вопроса Вятской городской управой была создана особая комиссия, которая 11 мая 1898 г. после осмотра места, выделяемого под ипподром, пришла к заключению, что устройство его «следовало бы разрешить, так как устройство [конского] бега желательно не столько для удовлетворения спорта, сколько для выездки молодых лошадей, которая теперь производится на улицах города и весьма небезопасна для проходящих» .Место для ипподрома, по мнению управы, следовало бы отвести с северной стороны заводской конюшни, оно должно было иметь форму эллипса, в окружности 500 саженей. Предусматривался беспрепятственный проход и проезд по нему для всех при том, чтобы «место это, если оно понадобится для чего-либо Городскому Управлению, было бы беспрекословно очищено, а где окажется нужным – приведено в прежний вид за счет устроителей [конского] бега» .Кроме того, комиссия отмечала, что место, испрашиваемое для ипподрома, вполне подходит для этой цели. Вновь устраиваемый ипподром, располагаясь на выгонной земле с одной стороны между улицами Богословской и Морозовской , с другой – Спенчинской и Гласисом , никак не стеснял проезда к кладбищу и на Филейскую дорогу. Также он не стеснял и обычно обучающихся на этой площади солдат и ратников, поскольку собственно беговыми дорожками занималась лишь незначительная часть пространства .В докладе указывалось, что «устройство конского бега и эксплуатация его городом не может представляться выгодным…на том основании, что первоначальное устройство повлечет большие расходы по выравниванию места, постройке изгороди и зданий, эксплуатация же потребует найма большого числа лиц специально для сей цели» . Очевидная выгода для города заключалась в том, что все расходы на себя брали организаторы Общества любителей конского бега.
Комиссия установила для упомянутого Общества прейскурант, по которому плата за пользование ипподромом для сторонних лиц не превышала 5 рублей в летнее и зимнее время «с правом ездить на одной лошади, с приплатой за каждую лишнюю лошадь не свыше 1 рубля, плата за один раз не должна быть выше 30 коп. с одной лошади, 60 коп. с пары в одном экипаже и 90 коп. с тройки» .
Проект ипподрома был составлен к 28 октября 1898 г. и представлен на рассмотрение Вятской городской управы, а утвержден строительным отделением Вятского губернского правления 4 ноября того же года.При строительстве имели место и курьезные ситуации. Несмотря на то, что представители Общества любителей конского бега гарантировали городским властям, что проход и проезд через ипподром будет свободным, не всегда данный критерий строго соблюдался.1 сентября 1898 г. в Вятскую городскую управу поступила жалоба от церковного старосты Иоанно-Богословского кладбищенского храма, где указывалось, что похоронная процессия была пропущена через ипподром только по усиленному настоянию священника и, как сказано в документе, «не без огорчений, нанесенных священнослужителю со стороны пропускателя».К концу 1898 г. строительные работы были, в целом, завершены и 3 января 1899 г. состоялось торжественное открытие первого в городе Вятке ипподрома .

Поделитесь с друзьями

Ответить

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *