ЧТО ПОКАЗАЛИ АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ РАСКОПКИ В ГОРОДЕ КИРОВЕ

В 1956-1957 годах Кировским областным краеведческим музеем были проведены археологические раскопки на территории г. Кирова

Раскоп 1956-1957 годов был заложен во дворе дома № 1 по ул. Коммуны рядом с фундаментом Богоявленского собора постройки 1698 года. Уже на глубине 1,5 метра под слоем строительного мусора и битого кирпича нами был вскрыт мощный культурный слой, содержащий в себе остатки жилых и хозяйственных сооружений древнего города. Во время раскопок была открыта и прослежена на протяжении 16 м одна из древнейших улиц, расположенная в кремле. Улица имела бревенчатую мостовую, шириной около 3-х метров.

После снятия первого настила мостовой под ним были обнаружены остатки второй мостовой, а затем настилы еще 5 мостовых. Не все из этих настилов мостовых сохранились хорошо, часть их была разобрана еще в древности.

Вплотную к мостовой примыкали жилые и хозяйственные постройки, также расположенные в несколько ярусов. Так, в центральной части раскопа нами обнаружены остатки четырех сараев, построенных в одном и том же плане и имевших примерно одни и те же размеры. Они расположены один под другим.

На другой стороне улицы были открыты остатки трех жилых домов перекрывающих друг друга. Жилые дома представляли из себя небольшие деревянные срубы, углы которых рубились «в обло» и «в лапу». В верхней части бревен прослеживался продольный паз, необходимый для лучшего скрепления с вышележащим бревном.

Почти во всех жилых домах прослежены остатки дощатых полов.

В домах расположенных в верхних горизонтах, обнаружены кусочки слюды вероятно от окон.

Рядом с жилищами располагались хозяйственные постройки, срубленные из более тонкого леса. Полы в постройках были бревенчатыми. Промежутки между хозяйственными и жилыми постройками со стороны улицы были загорожены бревенчатыми частоколами. Рядом с мостовыми прослежены остатки трех ворот, шириной до 2-х метров. От ворот сохранились толстые вертикальные столбы и бревенчатые настилы, ведущие вглубь двора.

В жилищах и хозяйственных постройках найдены предметы орудия труда, характеризующие быт и хозяйственную деятельность древних вятчан. Почти в каждом доме нами были обнаружены зерна ржи. Среди находок особенно многочисленны изделия из глины – обломки сосудов, мисок, горшков самых различных размеров, грузила, глиняные пряслица. Среди металлических изделий имеются железные ножи, обломки острог, рыболовные крючки, наконечники стрел, железные замки.

Очень широко представлены остатки обуви – сапог и туфель, найденные почти во всех слоях.

Из деревянных изделий следует отметить обломок сгоревшей деревянной свирели, остатки долбленного ковша, мутовку, часть деревянной коробочки, остатки берестяных туесков, деревянные детали станков и т. д.

Во время раскопок найдены также и украшения древних вятчанок – небольшая проволочная подвеска раннего типа, бронзовое колечко и три бусины. Особо следует упомянуть о находке небольшой каменной иконы, изумительной по технике работы.

Каким же временем датируются открытые нами остатки древнего города?

Мы уже упоминали, что раскоп 1956-1957 годов был заложен рядом с фундаментом Богоявленского собора. Нижняя прослойка строительного мусора и кирпича, возникшая во время постройки собора, перекрывает культурный слой, содержащий остатки жилья и хозяйственных построек. Однако в ходе работы выяснено, что при постройке собора была проведена значительная нивелировка местности, при которой часть слоя была снята, и поэтому верхняя граница культурного слоя должна быть датирована не концом XVII века, а XVI веком.

Эту дату подтверждают многочисленные находки фрагментов глиняных сосудов XV – XVI веков. Кроме того, во время работ было открыто несколько погребений XVI – XVII веков, ямы которых не прорезают прослойку строительного мусора 1698 г. и доходят до остатков сооружений 4-5 строительных ярусов.

Естественно, что погребения и постройки не могут быть одновременными, последние значительно древнее.

Нижние настилы мостовых и соответствующие им жилые и хозяйственные постройки прекрасно датируются найденными в них вещами: это бусы XIII – XIV веков, костяные поделки этого же времени, металлическая шпилька XIV века, железный замок XIII – XIV веков. Отдельные находки (проволочная подвеска, бусина) позволяют говорить и о более ранней дате для нижних сооружений. Особенно важно, что все эти датирующие предметы не выпадают из всего комплекса вещей, найденных в нижних слоях города. Так, весь керамический материал их этих слоев находит себе ближайшую аналогию в керамике русского поселения Березовка XII – XIII вв. в земле Болгар, в керамике русского квартала Болгар (XIII – XIV вв.). Близкие формы сосудов того же времени мы имеем в Новгороде, Ярославле, Суздале.

Все это вместе взятое позволяет утверждать, что нижние слои города следует датировать XIII – XIV веками, причем время возникновения города может быть отнесено к самому концу – середине XIII века.

Но город возник не на пустом месте.

После того, как в раскопе был снят последний настил мостовой и убраны остатки построек, на материке были обнаружены остатки древнего потолка.

Незначительное количество находок не позволяет нам точно датировать это поселение. Предположительно мы можем отнести его к XII – XIII вв.

Л. Гуссаковский, кандидат исторических наук.

Ответить

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *