Дом Д. Ф. Зонова, 1-я половина XIX в. (дом, в котором провел детские годы художник Н. Н. Жуков )

Место: ул. Володарского / Орловская, 141/44

Начало застройки юго-западного угла на пересечении Орловской и Никитской улиц было положено постройкой крестьянкой Бабинцевой двухэтажного на каменном фундаменте дома по одному из примерных проектов. 5 февраля 1851 года Бабинцева продаёт дом купцу Дмитрию Лаптеву — это самые ранние (из имеющихся) документальные сведения о постройке. В 1860- 1861 годах Д. Лаптев устраивает над домом мезонин на 2 «белых» покоя. А всего в это время в доме 7 жилых комнат: 4 — в нижнем этаже, и 3 — в верхнем. В череде последующих владельцев здания были сын Дмитрия Лаптева Игнатий, Е. В. Бехтерев, коллежский асессор А. С. Несмелов (с 1890), но основным застройщиком усадьбы стал купец Денис Фаддеевич Зонов.
С начала XX века Д. Ф. Зонов непрерывно ведёт обустройство имения. В 1905 году он получает разрешение городской управы по представленному проекту построить новые деревянные службы и небольшой каменный корпус по южной границе участка, а так же каменный флигель по красной линии Никитской улицы и деревянный — по красной линии Орловской. В 1907 году купец производит реконструкцию старого (углового) дома усадьбы — заменяет у него нижний деревянный этаж на каменный, сохраняя размеры в плане (5 на 6 саженей) и количество окон — по 5 с каждого из уличных фасадов. Последний этап строительства приходится на 1911-1916 годы, когда все постройки соединяются между собой, по южной границе строятся кирпичные склады, а к угловому дому делается западная пристройка. В этот период деревянные этажи главного дома получают новую обшивку, — и усадьба принимает почти тот вид, который имеет сейчас: это комплекс из разных объёмов, слитно расположенных на участке в виде буквы Г, основание которой находится на перекрёстке улиц (главный дом усадьбы).
Архитектура зданий усадьбы характерна для XIX — начала XX века. Главный дом имеет простые рамочные наличники окон первого кирпичного этажа и достаточно богатую столярную отделку деревянных этажей, состоящую из наличников, пилястр и карнизов. Наличники столярной работы с элементами резьбы, имеют прямой сандрик на длинных кронштейнах и развитую подоконную часть, так же опирающуюся на небольшие кронштейны. В тимпане сандрика расположены резные стилизованные листья с цветком посередине. Западная пристройка к дому, очевидно, со временем видоизменилась, утратив первоначальное назначение веранды с балконом. Часть её окон заложена, а балкон превратился в крышу над выступающим каменным этажом. Балкон, находящийся с южной стороны дома, сохранился, и тонкие точёные балясины по- прежнему ограждают его. Он покоится на крыше полу каменного южного пристроя, который соединяет главное здание усадьбы с каменным трёхчастным объёмом двухэтажного флигеля. Архитектурное убранство центральной части флигеля состоит в основном из простых бровок над лучковыми окнами. Крайние части здания выстроены позднее, отделены от центральной лопатками и украшены, кроме бровок, подоконными карнизами с сухариками и прямоугольными ширинками под ними. В нарушение симметрии крайний южный пристрой дополнительно оформлен большим слуховым окном в кирпичном обрамлении. Далее по южной границе участка расположены каменные склады, превращённые после национализации в 1918 году в жильё. Их архитектура утилитарна.
Сохранившийся комплекс построек на бывшей усадьбе Д. Ф. Зонова характеризует определённый исторический этап застройки города. Внутренний двор усадьбы очень живописен: разнообразные объёмы строений под многоскатными крышами, кирпичные поверхности фасадов, перемежающиеся с деревянными и оштукатуренными вставками, навес на столбах в угловой части двора, — всё это кажется хаотичным нагромождением, и в то же время, так мило и так уютно, как это могло быть в старой дореволюционной Вятке, оставшейся только на фотографиях. Так что не случайно художник Н. Н. Жуков, проведший детство в этой усадьбе (семья Жуковых занимала второй этаж главного дома), сохранил о Вятке тёплые воспоминания.
Жуков Николай Николаевич (1906 — 1973) — художник- график, народный художник СССР, лауреат Государственных премий СССР. Родился в Москве. В Вятскую губернию семья Жуковых переехала в 1910 году. В автобиографии «Прекрасное есть жизнь» Н. Н. Жуков писал: «Детство моё помню с города Вятки». В 1916 году отец был переведён по службе в Елец, и Жуковы покинули Вятку. С 1943 года и до последних дней жизни Н. Н. Жуков руководил студией военных художников имени М. Б. Грекова, направляя деятельность студийцев на создание произведений, рассказывающих о героических подвигах советских воинов, об их участии в обороне и защите Родины. Огромный вклад Жуков внёс в Лениниану, создаваемую советскими живописцами, скульпторами и графиками. Над ленинской темой художник трудился более 30 лет. Жуков часто обращался к произведениям советских писателей и известен как превосходный иллюстратор. Важнейшее место в его творчестве занимают рисунки, изображающие детей. В 1964 году в Кировском областном художественном музее состоялась персональная выставка произведений народного художника СССР Николая Николаевича Жукова. На ней была организована встреча Жукова с кировчанами. В музее в настоящее время хранится 35 работ художника (13 из них — дарственные).


дом Зонова. Сайт Семь холмов.

дом Зонова. Сайт семь холмов