Дом М. Е. Мотовой, середина XIX в. (дом, в котором жил художник Н. Н. Хохряков)

Место: переулок Копанский, 4

Здание было построено между 1834- 1857 годами. В 1857 году оно значилось как флигель и принадлежало М. Е. Мотовой. Вероятно, она сдавала флигель семье вятского мещанина Н. И. Хохрякова (в «Окладной книге» за 1860 год зарегистрировано, что однопроцентный сбор за недвижимое имущество Мотовой внёс Н. И. Хохряков). Именно ему «по дарственной» от 20 августа 1863 года Мотова передаёт флигель. В документах постройка значилась одноэтажной — с улицы, и полутораэтажой — со двора. В 1866 году наряду с другими помещениями в ней существует лавочка. В 1870-х годах весь флигель (4 комнаты вверху и 2 кухни внизу) занимает домохозяин с семейством. На усадьбе в этот период стояли деревянные службы (погреб и амбар) и баня. Все постройки уже тогда упоминались как старые. В 1901 году имение перешло наследникам Н. И. Хохрякова- детям Николаю, Наталье, Вере и Юлии. К1908 году в северном углу усадьбы был выстроен новый деревянный флигель, ставший художественной мастерской Н. Н. Хохрякова. Старый флигель с этого времени стал числиться домом. При доме был разбит сад с зарослями сирени, с кустами смородины, малины и крыжовника, с маленькой пасекой. В 1990-х годах произведена реконструкция здания: ветхую постройку разобрали, а взамен её возвели «копию». В ней открыт дом-музей художника.
Николай Николаевич Хохряков родился в Вятке 4 ноября 1857 года в бедной мещанской семье, принадлежащей к исконно вятскому роду. Учился в земском училище для распространения сельскохозяйственных и технических знаний, после окончания которого в 1876 году преподавал в школах Вятской и Уфимской губерний.
Рисовать начал в детстве. Его становлению как художника во многом способствовали братья Васнецовы — Виктор Михайлович и Аполлинарий Михайлович, с ними он дружил более полувека. Именно они познакомили Н. Н. Хохрякова со знаменитым земляком И. И. Шишкиным, который нашёл в работах начинающего художника «что- то родное». С осени 1880 года по весну 1882 Н. Н. Хохряков занимался в Петербурге рисунком и офортом под руководством И. И. Шишкина и был «не только одним из его любимых и талантливых учеников, но и близким к нему человеком». В 1882 году Н. Н. Хохряков вернулся в Вятку, где, иногда выезжая в Москву и Петербург, прожил всю жизнь. Много рисовал, занимался живописью. Написанная им в 1836 году на реке Шмелихе у села Адышева картина «Пасмурный день» была приобретена П. М. Третьяковым для своей галереи. Но, к сожалению, живописью художнику приходилось заниматься «урывками, между делом». Чтобы содержать свою семью — трёх сестер, он был вынужден много работать: в 1890 -1900 годах он выполняет рисунки для различных местных и столичных журналов (более, чем для 15), которые «служили их украшением».
«Вятку начала нашего века немыслимо представить без Николаича Хохрякова… Он был наделен от природы, — вспоминал Н. Г. Машковцев, — таким редким обаянием, таким пониманием природы, таким запасом любви к людям и искусству, которые против его воли делали его центром общества».
Заботясь о поднятии культурного уровня жителей Вятки, стараясь пробудить в них интерес к живописи, Н. Н. Хохряков вместе с другими художниками устраивал выставки картин московских и местных художников-живописцев. Участвуя в них, он одновременно выступал на различных выставках в Петербурге и Москве (с 1884 по 1918 год был экспонентом на выставках Товарищества передвижных художественных выставок), где показал более 400 живописных произведений. Н. Н. Хохряков — один из организаторов Вятского художественного кружка, за что был избран его почётным членом. Велика его заслуга в создании художественно-исторического музея, где с 1918 по 1928 год он был заведующим картинной галереей: «увлекался совершенно новым для него делом, всецело отдавался музейным интересам, усердно занимался атрибуцией картин, стремился постичь тайны мастерства великих художников. Это возбуждало в нём с невиданной силой собственный живописный энтузиазм». Н. Н. Хохряков много сделал в Вятке как педагог. Со
ветами его пользовались молодые художники: А. В. Исупов, М. А. Демидов, А. И. Деныпин, Е. И. Чарушин, А. А. Репин. «Живя в Москве и в Питере, многие из земляков вспоминали крошечный и такой уютный домик Николаича, весь утонувший в зелени, которая как-то особенно пышно росла и цвела здесь, словно ему на радость, предвкушая беседу с хозяином под воркотню самовара и обильное угощение мёдом…»
Но больше всего Н. Н. Хохряков любил заниматься живописью, изображать тихую, скромную Вятскую природу, цветущие флоксы, опадающие листья, свой дом, свой двор, всё то, что было мило и дорого ему. Он мечтал оставить службу и всецело отдаться живописи. «Получу я пенсию — буду обеспечен, и если позволит моё здоровье и поживу — буду пописывать на досуге, что хочется. Подумайте только: прожить лето в деревне, среди полей, лесов, лугов и облаков и писать…» Но последнему не суждено было сбыться. 19 декабря 1928 года Николай Николаевич умер.


Дом М. Е. Мотовой. Фото с Сайта Семь холмов

Дом-музей художника Н.Н. Хохрякова, филиал художественного музея. Фото М. Шило. 202 г.