Северо-западный корпус Преображенского монастыря, 1870 — 1883 гг.

Место: проезд Динамовский, 10,12

Строительство большого каменного корпуса с трёхпридельной церковью вдоль северо-западной границы монастыря было «исходотайствовано» у епархиального начальства игуменьей Емерентианой. Настоятельница стремилась не только умножить число жилых помещений для увеличившегося штата послушниц, но и желала возвести храм, посвятить его иконе Божией Матери «Утоли скорбь и печали», перед чудотворным образом которой дала обет. Кроме того, новая церковь позволила бы восстановить приделы Ильи Пророка, святых исповедников Гурия, Соломона, Авива, упразднённые во время расширения Преображенского храма, а также украсить монастырский ансамбль третьим культовым сооружением, которое, несомненно, должно было превзойти как размерами, так и красотой все более ранние строения.
Работы, начатые в 1870-е годы, велись на добровольные пожертвования и имеющиеся в казне накопления. Проект, заказанный архитектору А. С. Андрееву, был утверждён строительным отделением губернского правления в 1871 году, а 1882 новый храм, занявший верхний этаж ориентированного на запад крыла корпуса, был освящён. Домовая церковь в 1901 году переустраивается, при этом была расширена (со стороны двора) прилегающая к ней северная часть западного крыла здания.
Импозантное сооружение, состоящее из разновеликих объёмов, играло активную роль в комплексе застройки утраченной ныне городской площади. Ради выразительности силуэта двухэтажные, на подвалах, прямоугольные в плане северное и западное крылья корпуса соединены под углом и обогащены по осям фасадов трёхэтажными ризалитами.
Декоративное решение фасадов представляет одно из направлений эклектики, сочетающее в себе элементы барокко и псевдорусского стиля. В оформлении преобладают горизонтальные членения (низкий цоколь, междуэтажные тяги и венчающий карниз, подчёркнутый аркатурным поясом) и использованы одни и те же декоративные мотивы — гладкие рамочные наличники окон с «ушками» и «фартуками», схематично воспроизводящие лепные обрамления окон стоявшего поблизости Троицкого кафедрального собора, пучки безордерных колонок на углах здания, простые профили карнизов.
В облике домовой церкви «Утоли скорбь и печали», расположенной в центральном ризалите западного крыла здания воспроизведены мотивы русского зодчества XVII столетия. Три луковичные главы располагались над щипцовым центром сложной фасадной композиции. Шатровые крыльца, фланкировавшие центральный портал, (утрачены) придавали парадность фасаду, ориентированному на городскую площадь.
Ризалит в центре северного крыла здания менее эффектен,но и его завершает фигурный фронтон с тремя арочными дугами и белокаменными вазами.
Колонки, ширинки, кокошники с килевидным завершением над окнами, кубышки и сложнопрофилирован- ные архивольты порталов отличаются дробностью, сухостью проработки деталей. Несмотря на тщательное исполнение декоративного орнамента, что отражало возросшие возможности строительной техники, архитектурный наряд храма значительно уступает пластичности творений зодчих старой Руси, с таким блеском проявившейся в местных памятниках рубежа XVII — XVIII столетий.Планировка обоих крыльев корпуса (исключая церковь) коридорная. Сквозной коридор проходит вдоль продольной оси здания и делит интерьер на две части, каждая из которых разбита на ряд комнат. В них размещались ремесленные мастерские (иконописная, «для производства золочения по материи», позолоты и резьбы по дереву, золотошвейная, столярная, чеботарная), жилые кельи, трапезная и церковноприходская школа.
Храм «Утоли скорбь и печали», занявший два этажа в центральной части западного крыла корпуса, по отзыву жителей города Вятки, считался одним из лучших в городе: «высок, просторен, светел и весьма благолепен».


Северо-Западный корпус Преображенского монастыря. Фото группа ВК Пешком по Вятке

Северо-Западный корпус Преображенского монастыря. Фото с Сайта Семьхолмов