Спасо-Преображенская церковь, конец XVII — начало XVIII вв.

Место: проезд Динамовский / набережная Грина, 6/9

Первый деревянный храм Преображения Господня с двумя приделами был возведен строительницей монастыря игуменьей Евфимией на таможенные доходы. Ещё в 1696 году была выдана храмозданная грамота на строительство каменной Спасо-Преображенской церкви. Пожар 1697 года, во время которого погорели две монастырские церкви и кельи все «без остатку», ускорил начало каменного строительства в монастыре. Строительство Преображенского храма взял на себя местный купец Илья Андреев Гостев, подрядив каменщиков из жителей хлыновского посада-Ивана Никонова, Тихона Чернядева, Михайло Старкова и Исака Москвитинова. Спаянной артелью трудились первые вятские мастера каменного дела, украшали храмами на рубеже XVII — XVIII столетий родной Хлынов, тем самым положив начало местной школе каменного зодчества. Главный престол церкви по настоянию строителя освятили в честь его патрона — Ильи Пророка, а Преображенский храм сделали придельным. Объёмно-планировочное решение здания традиционно для небольших приходских построек. Основной бесстолпный четверик с тремя полукружиями апсид был дополнен трапезной, которая использовалась для службы зимой, и колокольней над папертью с палатками. Двухсветный куб храма, перекрытый сомкнутым сводом, первоначально завершался декоративным пятиглавием, (сохранились основания всех пяти глав, скрытые более поздним чердачным перекрытием), которое в XIX в. заменили одной главой.
Архитектурная композиция фасадов выдержана в духе русского «узорочья» середины XVII столетия. Виртуозная резьба по камню, пластичное оформление наличников, нарядные кокошники, широкие ленты карнизов и сочные спаренные полуколонки, разделённые поребриком, придают храму праздничность и нарядность, что характерно для фольклорно-поэтического восприятия действительности народными мастерами. Недаром этот храм стал образцом для сооружения вятских церквей на рубеже XVII — XVIII столетий.
В 1769 году указом архиерея было предписано переименовать церковь Ильи Пророка во имя Преображения, а святому пророку посвятить придел. Через несколько лет трапезная и колокольня за ветхостью были разобраны. В 1803 году по проекту губернского архитектора Ф.М. Рослякова теплый храм возвели снова, но уже в формах, типичных для провинциального классицизма. Несколько позже, в 1809 году мастером каменных дел Фёдором Тюриным были завершены работы по возведению колокольни. Однако, в 1827 году колокольня, стоявшая над воротами отдельно от храма, была вновь перестроена, на этот раз по «плану и фасаду» коллежского асессора Андрея Ивановича Шестакова (сохранился первый ярус). Монументальная колокольня, соединенная с церковью крытым переходом, стала высотной доминантой всего ансамбля. Объемно-пространственное построение «звонницы» включало три последовательно уменьшающихся яруса. Над кубическим основанием, фасады которого оформлены крупным рустом и дорическим антаблементом, возвышался четверик звона и восьмигранный объем верхнего яруса со шлемовидным куполом и небольшим шпилем в завершении. Музыкальную клавиатуру Преображенской колокольни составляли двенадцать колоколов. Среди них, как особо древний, берегли колокол с изображением Распятия, отлитый в 1627 году.
Древнейшей иконой считался образ старого письма «Преподобного Михаила Малеина», пожалованный,
по преданию, царем Михаилом Федоровичем при основании монастыря.
Из последующих перестроек следует отметить возведение в 1883 году второго этажа над переходом между колокольней и теплым храмом, помещение которого использовали под ризницу.
Позднее, когда в 1924 году монастырь расформировали, внутреннее пространство холодной церкви было разделено на два этажа и приспособлено под жильё, а в 1930-е годы лишилась верхних ярусов колокольня.
В настоящее время здание церкви возвращено вновь действующему в Вятской Епархии Спасо-Преображенскому женскому монастырю.


Внутренний вид церкви Божией Матери «Утоления Скорби и Печали» Преображенского женского монастыря. 1900 — 1914 гг. Фото pastvu.com

Преображенский женский монастырь — вид со двора. 1902 — 1915 гг. Фото ЦГАКО

Северо-западный и западный корпуса келий Преображенского женского монастыря. 1902 г. Фото ЦГАКО.

Северо-западный корпус келий Преображенского женского монастыря. 2015 г. Фото Станислав Суворов

Спасо-Преображенская церковь и колокольня Преображенского женского монастыря. 2015 г. Фото Станислав Суворов