21 июня 1696 г.

           
       

По сведениям архивариуса Вятской духовной консистории В.И. Шабалина «Каменная церковь вчерне постройкою окончена в 1700 г. Этот храм был однопрестольный. В 1711 г. испрошено разрешение построить при соборе с северной стороны теплый каменный придел в честь иконы Казанской Божией Матери, но теснота места не позволила воспользоваться сим разрешением. В 1716 г., по данной Преовященным Дионисием 14 января грамоте, вместо придела в храме, разрешено построить особую каменную теплую церковь во имя Пресвятой Богородицы Казанской же на западе от Воскресенской церкви, каковая в следующем 1717 г. и построена. В 1725 г. грамотой Преосвященного Алексия дозволено во трапезе на правой стороне построить вновь придел, во имя Рождества Пресвятой Богородицы, каменный, теплый, ради служения в зимнее время, но этот придел не был освящен, а заменен престолом в честь и память Введения Пресвятой Богородицы. В 1759 г. построен в теплом храме с северной стороны левый придел и освящен во имя новоявленного святителя Димитрия Ростовского Чудотворца. В 1779 г. 19 апреля разрешено в теплой трапезе приделы Введенский и Димитриевский разобрать и прибавить в длину, а 18 октября того же года предписано означенные два придела освятить и выдать два новых антиминса. По построении вновь приделы освящены в 1779 г. – во имя Введения Пресвятой Богородицы 22 октября, а в честь Св. Димитрия Ростовского 27 октября 1779 г. В 1793 г. придельная Казанская церковь, по причине ее ветхости, была разобрана и из ее материала дозволено было, вместо обветшавшей деревянной кладбищенской церкви во имя Пресвятой Богородицы, нарицаемой Ахтырской с приделом Св. Мучеников Бориса и Глеба, построить на том кладбище новую каменную церковь в проименование Ахтырской Божией Матери с двумя приделами во имя тех же Св. Мучеников Бориса и Глеба и во имя Св. Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы. В 1851 г. теплый храм снова расширен, приделы правый во имя Введения освящен 1 ноября, а левый освящен в 1852 г. 16 марта во имя Св. и Чудотворца Димитрия». Дальнейшая судьба этого памятника архитектуры Вятки была следующей. 23 апреля 1926 г. Президиум Вятского губисполкома постановил возбудить перед ВЦИК ходатайство о закрытии и сносе Воскресенского собора, поскольку «здание Воскресенского собора, как подвергавшееся неоднократно перестройкам и утратившее в силу этого архитектурную цельность своей эпохи, не является художественным памятником старины». Использовать освободившуюся площадь в центре города губисполком предполагал под строительство Дворца Труда. 29 апреля 1926 г. последовал ответ Главного управления научными, научно-художественными и музейными учреждениями («Главнауки»), где снос собора запрещался с формулировкой: «Принимая во внимание, что здание относится постройкой к 1700 году, является весьма характерным памятником своего времени и содержит многочисленные памятники живописи и прикладного искусства той же эпохи, Главнаука решительно высказывается против сломки его, отмечая при этом, что по характеру планировки города без труда может быть изыскано иное вполне удовлетворительное место для сооружения театра». Таким образом, снос Воскресенского собора был отсрочен. Однако 28 мая 1929 г. горсовет выступил с ходатайством о закрытии церкви и передачи ее здания под клуб работников милиции. Собор был закрыт и был поначалу частично разобран. В 1934-1935 гг. в здании собора размещалась профтехшкола Культпромсоюза. В 1935 г. Воскресенский собор был разобран окончательно.

Поделитесь с друзьями

Ответить

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *